Андрей Потапенко (apotap) wrote in trekking_hiking,

По следам войны на перевал Басса. Часть третья

Оригинал взят у 73misha в По следам войны на перевал Басса. Часть третья

День четвертый
Несмотря на ночной дождь утро было ясное. Быстро приготовил овсянку, какао. С собой взял сыр и хлеб. Лыжную палку не взял, об этом позже пришлось пожалеть.
Вышел в 7 и за 40 минут дошел до луга, выше которого начинается подъём на Бассу. Построил тур в начале тропы, которую нашел без больших усилий. Тропа карабкается вверх среди деревьев, кое-где над ней смыкаются низкие березы. Через полчаса выхожу на крутые луга с красивым разнотравьем (1 на фото)

фото Григория Варгафтика
Тропа пропадает. Начал траверсировать склон в южном направлении, среди высокой травы много скрытых провалов - высохшие русла ручьев и надо быть осторожным. Даже без рюкзака идется тяжело... Смотрю на фото Google Earth, читаю описание из книги Гранильщикова и не могу понять куда идти. Впереди гребень крутой длинной морены (2), которая ведёт в цирк с отступившим ледничком под восточными склонами Гвергишера. Севернее другой цирк, но морены (о которой говорится в книге) там нет.
Решил идти по морене. Но вскоре засомневался, спустился с неё и начал пересекать крутые травянистые склоны (и скальные сбросы) в южном направлении. Подошел к снежнику (3) и только тогда понял что это цирк перевала Басса. Cлева небольшой, умирающий ледничок наполовину покрытый осыпью. Ну и наконец нашлась тропа ведущая на перевальную седловину. Вдруг... С бешенной скоростью полетел, отскакивая от склона, огромный камень. Прямо на тропе по которой я собираюсь подниматься! Скорее всего меня заметило стадо серн и ретировалось скинув на меня камень.
В 12 часов дня уже стоял на перевале Басса (3057м)
410-copy
Грелся на солнце и обозревал горы. Счастливые моменты жизни...
Далекий вид на юго-восток. Hа переднем плане умирающий ледничoк

Лайла и западная часть Сванского хребта
На востоке, высоко над Накрой стоят три красивые вершины: Лейраг, Лакра и Цалгмыл. Две первые, пожалуй только с Бассы так эффектны. Если смотреть со стороны Квиша, то они как-то неприметны. Ну а Цалгмыл (он справа) впечатляет с любой стороны.
Фотография в большом размере!
416 copy.jpg
От Цалгмыла Накринский отрог ГКХ принимает восточное направление и оканчивается вершиной Чарында. На юге плавная линия травянистого хребта (виден на фото внизу) спускается к Ингури. Цалгмыл стоит на восточной створке ворот ущелья Накры, а Штавлер на западной. По высоте и величию они почти не отличаются друг от друга

Топография южной части ГКХ у истоков Ненскры, Накры и Долры. Отмечен перевал Басса

На северо-востоке похожий на спинку дивана Догуз-Орун и усеченная пирамида Накра-Тау. Даже не знал что южная стена Накра-Тау такая высокая и крутая... Фотография в большом размере!

Ну а на западе всем правит Эльбрус. Вершина в облаках и переходы света и тени исключительно красивы. Знакомый и столько раз виденый с Хотю-Тау Кюкюртлю. Решил сидеть и ждать. Может к вечеру облака разойдутся...
Вскоре открылось Западное Плечо

А после 3 часов дня открылись и обе макушки этой горы - родной и близкой для любого, кто любит Кавказ
Поднялся на гребень над перевалом с остатками пулеметных гнезд

Нашел и те самые кости о которых поется в песне... Обелиск на перевале опрокинут, поднял его, подложил камни.

Ну а теперь о том, что происходило здесь ровно 70 лет назад в августе 1942 года
16 августа капитан Гейнц Грот, бывавший до войны на Кавказе в качестве спортсмена, вывел альпийские части 49-го горнопехотного корпуса на перевал Басса.
Ущелье реки Ненскрыры за перевалом Чипер-Азау вело на Ингурскую дорогу, соединяющую Верхнюю Сванетию с побережьем Черного моря. Но это лесистое ущелье не имело сквозных троп и было труднопроходимо даже для мелких групп. Разведку ущелья реки Ненскрыра гитлеровцы все же продолжали. Небольшие группы егерей пытались выйти по ущелью к автомобильной дороге Местиа — Зугдиди, но дороги не достигли. Ущелье было труднопроходимо, густо заросло лесом и кустарником. Ориентироваться и передвигаться там без троп было крайне тяжело. Встречаясь с нашей разведкой, горные стрелки противника обычно старались скрыться, не принимая боя.

Взятие перевала Чипер-Азау было важно по другой причине. Сразу за ним начинался путь на перевал Басса, расположенный на боковом хребте, разделяющем ущелье Ненскрыры и реки Накры. По ущелью Накры шла хорошая тропа с перевала Донгуз-Орун в Сванетию. Овладев же перевалом Басса, нацисты могли угрожать тылам советских войск, оборонявшим Донгуз-Орун, так как основные силы 63-й кавалерийской дивизии находились тогда далеко внизу по ущелью Накры. К счастью, противник, видимо, недооценил в то время значение этого перевала. Действия егерей были нерешительными и при наступлении со склонов Эльбруса в верховье Баксанского ущелья. Захвати они его и перевал Басса, сразу были бы закрыты выходы через перевалы Донгуз-Орун и Бечо.

Сван Шота Шоломберидзе показывает путь командиру советского горного отряда.

Oтряд Леонида Кельса (35 человек из 214-го кавполка и 9-й роты 8-го полка НКВД под командованием лейтенанта И. Н. Дороганя) направлялся на перевал Басса. Дело в том, что 24 августа он получил от командира 214-го кавалерийского полка майора С. И. Степанова приказ выбить противника с этого перевала, откуда немцы обстреливали наши вьючные караваны, двигавшиеся по ущелью Накры из Сванетии к перевалу Донгуз-Орун, и могли выйти в тыл советских войск. Попытки выбить егерей с перевала Басса наступлением в лоб из ущелья Накры оказались неудачными.
Утром того же дня Кельс повел людей на перевал Басса по хребту от перевала Донгуз-Орун, чтобы оказаться выше егерей.
Вот что он позднее рассказывал об этих коротких по времени, но очень важных в тот период боевых действиях.
Вечером 24 августа, продвигаясь по хребту в сторону перевала Басса, отряд альпинистов подошел к снежной части хребта, ведущей непосредственно к перевалу. Еще перед ночевкой Кельс послал донесение в полк с просьбой начать в 11.00 демонстрацию наступления на перевал из ущелья Накры.
Следующее утро было облачным, моросил холодный дождь. К 10 часам отряд подошел к скалам, господствующим над перевалом. Видимость была плохой. Часть людей пришлось оставить для прикрытия тыла, а остальные начали подъем.
Демонстрация наступления имела успех. Немцы с перевала открыли огонь по наступающим кавалеристам, но удар отряда Кельса заставил их поспешно отступить в ущелье реки Ненскрыра. Два легких пулемета, автоматы и много боеприпасов стали трофеями альпинистов.
Захватив перевал Басса, командир роты выслал разведку. На другой день рано утром разведчики обнаружили расположившуюся на отдых группу противника.

фото с сайта http://project.edelweiss.over-blog.com/
/даже не знал, что кто-то сегодня наряжаeтся в форму горных стрелков. Не очень люблю такого рода маскарад, но любопытно/

По всей вероятности, это было подразделение егерей, выбитое нами с перевала. На биваке горел костер. Около костра сидел солдат, который обнаружил красноармейцев и поднял тревогу. Внезапность была потеряна, но командир разведки все же приказал открыть огонь и стремительно атаковать врага. Спящие егеря вскочили и, побросав обувь, оружие и снаряжение, убежали под прикрытием огня охраняющего их солдата. Попытки догнать кого-либо из них были безуспешны. Да и не так просто в горах, поросших лесом и кустарником, в предрассветной темноте отыскать убежавших в разных направлениях людей. Все брошенное противником было подобрано нашими бойцами.
Трофеи помогли определить экипировку солдат немецкой горнострелковой дивизии. Солдаты носили специальные, кованные железом, прочные ботинки. Каждый из них имел портативный примус или спиртовку с сухим спиртом и даже маленькую связку дров. Все были вооружены автоматами, снабжены небольшим альпийским топориком. Запас продовольствия включал сухари, консервы, шоколад.

Вид от пулеметных гнёзд на перевал. Площадка для одной/двух палаток видна в самом низу.
В 4 часа дня начал спуск с перевала и к вечеру, до темноты, успел дойти до палатки. Во время спуска жалел, что не взял палку, в том месте где трава скрывает провалы несколько раз падал ... Bечер был лучезарный. Заграждение (почти крааль) построенное прoтив вторжения в мой лагерь скота оказалось эффективным. Только оставили около кухни две большие "лепёшки".
Пил много чая, готовил грибной суп. Уже поздно вечером, залезая в палатку с налобным фонарем увидел на своём спальнике полевую мышь. Вытащил все наружу и еле изгнал её из моего убежища. Скрылась в норке , недалеко от реки. Хорошо что ничего не испортила.
Ночью небо усыпано звездами.
День пятый
Утром, вопреки ожиданиям, шел дождь. К Ледешту решил не идти. После завтрака собрался и пошел вниз. Вчера, когда возвращался с Бассы, так объелся малиной, что смотреть на неё больше не в состоянии. На верхнем (в еловом лесу) погранпункте дядька пригласил на кофе, а я достал плитку шоколада. Рассказал, что на Ушбе разбился россиянин (поднимались тройкой) и я сразу подумал, что это ребята с которыми я спал в одной комнате у Сосо, в Мазери. Так и оказалось...
От Южного Приюта остались одни развалины. А как мы хорошо там сидели (в снежный 1987) на веранде, в компании с двумя питерцами. Ночевали там бесплатно,т.к. "плановиков" в тот год не было.
На трассе меня подобрала маршрутка ехавшая из Местии абсолютно пустой. Рыжий парень-водитель гнал так, что я думал это будет моей последней поездкой.
Гремит гром и я понимаю почему он так торопится. Шоссе опасно в непогоду. В Джвари заехали в район хрущоб (посуду моют в колонке на улице!) и там к нашей машине подбежал мальчик и дал водителю небольшую коробку. Из окна дома помахала рукой женщина. Оказалось, что в коробке сидят два милых щенка. Вылезли из неё и начали, пугаясь новой обстановки, скулить. Взял их на колени.
Зугдиди встретил сильным ливнем, быстро сменившимся солнцем и неимоверным пеклом. Пошел на рынок, где все смотрят на меня как на пришельца из иных миров. Из Зугдиди видны снежники Эгрисского хребта, но я думаю мало кто из местных бывал в горах (чего не скажешь о море). В столовой взял харчо и пиво, а затем купил для ужина хлеб, сыр и аджигу.
Уже на знакомой 81-ой маршрутке доехал до хостеля, где провел прекрасный вечер. Как будто гор и не было!
После палатки и каремата это просто царские покои. Люблю эти грузинские дома, в которых переносишься в незамысловатое прошлое. Что-то из искандеровского Чика...